+7 353 725-28-18   ⋅   Орск

Закон о платформенной экономике утвердили: какие обязанности появятся у маркетплейсов

1 августа

1 октября 2026 года вступит в силу федеральный закон о регулировании платформенной экономики, который вводит новые обязанности для маркетплейсов и регулирует  взаимоотношения между участниками процесса. 

Как работают площадки и селлеры с маркировкой

И те, и другие считаются участниками оборота маркированной продукции. За площадками этот статус был закреплен постановлениями для каждой товарной группы.

Обязанности продавцов:

  1. зарегистрироваться в Честном знаке;
  2. заказывать и наносить коды на упаковку, если они производители или импортеры;
  3. передача информации о продаже товара в Честный знак с помощью ЭДО.

При работе через маркетплейсы общий порядок маркировки для селлера не меняется.

Обязанности маркетплейсов:

  • следить, чтобы на витрину не попадал не маркированный товар;
  • проверять, чтобы в карточках размещалась информация о маркировке;
  • при работе по схеме FBO — принимать коды маркировки по УПД, а при продаже отчитаться о выбытии в Честный знак.

С 2024 года площадки перестали принимать не маркированные товары на склады.

Что нового появится в работе

  1. После вступления в действие нового закона маркетплейсы должны будут обеспечить продавцам возможность размещать в карточках информацию о маркировке:
    • о регистрации в Честном знаке;
    • маркировке предлагаемого товара;
    • разрешительную документацию или ссылки на нее.
  2. Маркетплейс должен проверить:

    • актуален ли статус кодов маркировки на товар, нет ли запрета на оборот со стороны государства;
    • разрешительные документы — лицензии, сертификаты, декларации соответствия, свидетельства о государственной регистрации и пр;
    • свидетельства о госрегистрации у БАДов, медизделий, пестицидов и агрохимикатов.

    Проверка документов позволит площадке быть уверенной в том, что в продажу пойдут только качественные, не контрафактные товары. Это снизит риск споров с потребителями и повысит конкурентоспособность площадки.

  3. Чтобы максимально полно выполнять новые обязанности, маркетплейс должен получить и эффективные инструменты. Одним из них станет реестр цифровых посреднических платформ, который Правительство РФ планирует создать до вступления в силу нового закона.

Чтобы маркетплейсы могли оперативно проверять поставщиков и не запрашивать по каждому данные в Честном знаке, Росаккредитации, Роспотребнадзоре и других ведомствах, также планируется настроить доступ участникам реестра платформ к базам основных госсистем.

Что грозит за нарушения в работе с маркировкой

Закон о платформенной экономике фиксирует обоюдную ответственность сторон за нарушения в работе с маркировкой. Новый закон еще будет дорабатываться, и в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) скорее всего появятся другие меры ответственности. Пока предусмотрены следующие:

Нарушение Штраф
Оборот товаров без маркировки До 300 000 рублей с конфискацией товара для юридических лиц
Нарушения при передаче информации в Честный знак или ввод в оборот товаров без разрешительной документации До 100 000 рублей для юридических лиц
Непредоставление партнеру платформы технической возможности размещать на ней информацию* До 50 000 рублей для юридических лиц*

* Еще не добавлен в КоАП, проект на рассмотрении.

Что еще изменится во взаимодействии площадок и селлеров

Площадкам нельзя будет «играть» с алгоритмами поиска, запрещено продвигать проплаченные рекламодателями товары, если они не подходят под установленные покупателем фильтры.

Маркетплейс будет обязан оповещать продавцов о ряде изменений, напрямую влияющих на продажи:

Основание Минимальный срок оповещения
Ухудшение условий договора 45 дней
Другие изменения условий договора 15 дней
О введении санкций за нарушения 3 дня
О применении скидок* 5 дней

*В этом случае площадка должна еще и получить согласие продавца на применение скидок.

Кроме того, закон о платформенной экономике регулирует порядок досудебного разрешения споров между маркетплейсами и селлерами: в случае претензий от продавца у площадки есть лишь 15 дней, чтобы рассмотреть обращение и отреагировать на него.

В первых чтениях закона планировалось, что он вступит в силу 1 марта 2027 года. Однако Минэкономразвития настоял, чтобы этот срок сдвинули на 1 октября 2026 года. Тем не менее, у всех участников оборота еще есть время подготовиться к изменениям: продавцам — проверить все ли товары подлежат маркировке, все ли документы в порядке, а площадкам — настроить интерфейс.

Источник: https://kontur.ru/markirovka/news/80350-zakon_o_platformennoy_ekonomike


Другие новости

24 августа

Тестовый период для маркировки промышленного оборудования, технических устройств, их компонентов и запасных частей запланирован с 1 ноября 2025 года по 31 августа 2026 года.

23 августа

Изменения в работе коснутся продавцов многих маркированных товаров. Станет обязательным ЭДО, разрешительный режим и другие требования. В новости подробно рассказываем обо всех нововведениях. 

23 августа

С 1 сентября 2025 года продавцам велосипедов и ветеринарных препаратов необходимо будет соблюдать требования разрешительного режима. Также до этой даты пользователям нужно обновить Локальный модуль, если он установлен на устройствах Windows. Рассказываем, как выполнить все требования.

22 августа

Теперь карточку товара можно создать прямо с телефона. Изменения сразу синхронизируются с кассой. Раньше такая возможность была доступна только в веб-версии. Подробности — в новости.